Russian

Belarusian

English

УЗ «Дрогичинская ЦРБ» сообщает благотворительный счет:

г.Дрогичин ул. 9 мая,40
Главный врач Протасевич Александр Степанович, действующий на основании Устава.

Благотворительный счет BY61 AKBB 3642 2150 0014 5130 0000
ЦБУ108 ОАО «АСБ Беларусбанк»
код BIC AKBBBY2X
УНП 200070828 ОКПО 02014058

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля 2019 года  отмечается  Всемирный день распространения информации  о проблеме аутизма. Сегодня  каждый 100-й ребенок в мире страдает расстройствами аутистического спектра.

Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе: 70% - никогда не найдут друзей, около 60% не научатся читать и писать, 95% - не женятся и не выйдут замуж, только 25-30% больных аутизмом смогут устроиться когда-нибудь на работу.  И, наоборот, при ранней диагностике и своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

Аутизм - это сложное и загадочное нарушение психофизического развития детей. Достаточно распространенное, встречающееся не реже, чем слепота и глухота.

У человека, страдающего аутизмом, затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другими людьми. Такие люди испытывают огромные трудности в общении и социальной адаптации.  Аутисту характерен отсутствующий, неподвижный взгляд мимо, сквозь человека, он может не откликаться на свое имя, погружен в мир собственных переживаний. Стремится избегать контактов, отказывается от коллективных игр, предпочитая уединение. Любит придерживаться определенных ритуалов, малейшие изменения в режиме могут стать травмирующим фактором.

Обычно аутичные дети отстают в  речевом развитии, причем этот свой недостаток они даже не пытаются компенсировать жестами и мимикой и не используют речь  в полной мере как средство коммуникации, поэтому им трудно поддерживать разговор с другими людьми.

Причины появления аутизма весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания или проявлением текущего болезненного процесса.

В аутистической манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Если речь развивается, то это – монологи, может быть «магнитофонное» проговаривание слов, фраз, несоответствующее ситуации, «попугайная» речь, сочинение замысловатых слов, вычурные интонации.  Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим и неигровым предметам, необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие.

Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают  пассивно-оборонительную  позицию. Многие страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи, иногда они вообще отказываются есть.  Они крайне ранимы. Не переносят раздражители, интенсивность которых вполне приемлема для ребёнка с нормальным развитием. С их повышенной чувствительностью связано отсутствие зрительного контакта (когда ребёнок смотрит куда-угодно, только не в глаза, иногда «сквозь» - отрешённо). Т.к. лицо человека, особенно взгляд, является наиболее сильным раздражителем среды.

Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

  • не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";
  • не откликается на имя при сохранном слухе;
  • обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к своему интересу);
  • не обращается за помощью;
  • долго и монотонно играет с предметами, которые не являются игрушками;
  • не пользуется указательным жестом;
  • не пытается чем-то поделиться;
  • использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому врачу-психиатру.

Характерно, что в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям, необходим комплексный подход. Роль врача-психиатра важна  в лечебно-диагностическом аспекте, а в коррекции аутизма ведущая роль принадлежит психологам и дефектологам.

Коррекция длится на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

Как общаться с человеком,  у которого аутизм?

  • Люди с аутизмом склонны понимать вещи буквально и часто имеют проблемы с «чтением между строк». Для них не понятны шутки, иронии, поговорки. Общаясь с ними нужно говорить прямо, четко и последовательно. Если  они не понимают то, что вы говорите, пожалуйста, будьте терпеливы и конкретизируйте сказанное, объясните, что вы имели в виду.
  • Не ожидайте зрительного контакта, потому что он происходит за счет сознательного усилия, а эта работа отвлекает его от прослушивания и понимания того, что вы говорите. Аутисты не смотрят в глаза!
  • Не говорите слишком громко и не кричите. Это очень болезненно для них. Не обижайтесь и не раздражайтесь. Ведь многие вещи, которые естественны для вас, им даются с трудом. Трудность не в том, что они вас не слушают, трудность в том, что они вас не понимают.
  • Не трогайте человека с аутизмом без предупреждения. Им не нравятся неожиданные касания.
  • Иногда аутист может делать определенные повторяющиеся движения и вести себя странно (трясти кистями рук, принимать странные позы, мычать под нос). Не обращайте внимания. Подобные виды поведения – это утешение и способ снять стресс.
  • Их ориентация в мире визуальна. Не просто рассказывайте, а  показывайте, как и что делается. Многократные повторения помогут вам понять друг друга.
  • Помогайте в социальных ситуациях. Может казаться, что ребенок  не хочет играть, но иногда он просто не знает, как включиться в игру с другими детьми. Приглашайте детей  поиграть вместе, возможно, они будут рады присоединиться.
  • Хоть аутисты  иногда и проявляют агрессивное поведение, но такое поведение почти всегда вызвано  физической или сенсорной перегрузкой. Попытайтесь определить, что именно вызывает истерику, тогда вы сможете ее предотвратить.

Известно много талантливых и успешных людей, страдающих аутистическими нарушениями:

  • Энди Кауфман – знаменитый комик и актер
  • Ван Гог – знаменитый художник
  • Леонардо да Винчи – знаменитый художник
  • Альберт  Энштейн – знаменитый физик  

Помните, что детям-аутистам нужна наша поддержка, понимание и помощь, чтобы раскрыть загадку их уникальной личности.  

 

Врач психотерапевт                                         Алена Гутовец