2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
2 апреля 2019 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Сегодня каждый 100-й ребенок в мире страдает расстройствами аутистического спектра.
Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе: 70% - никогда не найдут друзей, около 60% не научатся читать и писать, 95% - не женятся и не выйдут замуж, только 25-30% больных аутизмом смогут устроиться когда-нибудь на работу. И, наоборот, при ранней диагностике и своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Аутизм - это сложное и загадочное нарушение психофизического развития детей. Достаточно распространенное, встречающееся не реже, чем слепота и глухота.
У человека, страдающего аутизмом, затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другими людьми. Такие люди испытывают огромные трудности в общении и социальной адаптации. Аутисту характерен отсутствующий, неподвижный взгляд мимо, сквозь человека, он может не откликаться на свое имя, погружен в мир собственных переживаний. Стремится избегать контактов, отказывается от коллективных игр, предпочитая уединение. Любит придерживаться определенных ритуалов, малейшие изменения в режиме могут стать травмирующим фактором.
Обычно аутичные дети отстают в речевом развитии, причем этот свой недостаток они даже не пытаются компенсировать жестами и мимикой и не используют речь в полной мере как средство коммуникации, поэтому им трудно поддерживать разговор с другими людьми.
Причины появления аутизма весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания или проявлением текущего болезненного процесса.
В аутистической манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Если речь развивается, то это – монологи, может быть «магнитофонное» проговаривание слов, фраз, несоответствующее ситуации, «попугайная» речь, сочинение замысловатых слов, вычурные интонации. Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим и неигровым предметам, необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие.
Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно-оборонительную позицию. Многие страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи, иногда они вообще отказываются есть. Они крайне ранимы. Не переносят раздражители, интенсивность которых вполне приемлема для ребёнка с нормальным развитием. С их повышенной чувствительностью связано отсутствие зрительного контакта (когда ребёнок смотрит куда-угодно, только не в глаза, иногда «сквозь» - отрешённо). Т.к. лицо человека, особенно взгляд, является наиболее сильным раздражителем среды.
Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:
- не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";
- не откликается на имя при сохранном слухе;
- обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к своему интересу);
- не обращается за помощью;
- долго и монотонно играет с предметами, которые не являются игрушками;
- не пользуется указательным жестом;
- не пытается чем-то поделиться;
- использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому врачу-психиатру.
Характерно, что в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям, необходим комплексный подход. Роль врача-психиатра важна в лечебно-диагностическом аспекте, а в коррекции аутизма ведущая роль принадлежит психологам и дефектологам.
Коррекция длится на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
Как общаться с человеком, у которого аутизм?
- Люди с аутизмом склонны понимать вещи буквально и часто имеют проблемы с «чтением между строк». Для них не понятны шутки, иронии, поговорки. Общаясь с ними нужно говорить прямо, четко и последовательно. Если они не понимают то, что вы говорите, пожалуйста, будьте терпеливы и конкретизируйте сказанное, объясните, что вы имели в виду.
- Не ожидайте зрительного контакта, потому что он происходит за счет сознательного усилия, а эта работа отвлекает его от прослушивания и понимания того, что вы говорите. Аутисты не смотрят в глаза!
- Не говорите слишком громко и не кричите. Это очень болезненно для них. Не обижайтесь и не раздражайтесь. Ведь многие вещи, которые естественны для вас, им даются с трудом. Трудность не в том, что они вас не слушают, трудность в том, что они вас не понимают.
- Не трогайте человека с аутизмом без предупреждения. Им не нравятся неожиданные касания.
- Иногда аутист может делать определенные повторяющиеся движения и вести себя странно (трясти кистями рук, принимать странные позы, мычать под нос). Не обращайте внимания. Подобные виды поведения – это утешение и способ снять стресс.
- Их ориентация в мире визуальна. Не просто рассказывайте, а показывайте, как и что делается. Многократные повторения помогут вам понять друг друга.
- Помогайте в социальных ситуациях. Может казаться, что ребенок не хочет играть, но иногда он просто не знает, как включиться в игру с другими детьми. Приглашайте детей поиграть вместе, возможно, они будут рады присоединиться.
- Хоть аутисты иногда и проявляют агрессивное поведение, но такое поведение почти всегда вызвано физической или сенсорной перегрузкой. Попытайтесь определить, что именно вызывает истерику, тогда вы сможете ее предотвратить.
Известно много талантливых и успешных людей, страдающих аутистическими нарушениями:
- Энди Кауфман – знаменитый комик и актер
- Ван Гог – знаменитый художник
- Леонардо да Винчи – знаменитый художник
- Альберт Энштейн – знаменитый физик
Помните, что детям-аутистам нужна наша поддержка, понимание и помощь, чтобы раскрыть загадку их уникальной личности.
Врач психотерапевт Алена Гутовец