Особенные дети
2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Сегодня каждый 100-ый ребенок в мире страдает расстройством аутистического спектра.
Точная причина данного заболевания пока не установлена. Существенную роль в его происхождении играет наследственный фактор, а также органические поражения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются.
Данное заболевание можно заподозрить практически сразу после рождения ребенка. У крохи отсутствует комплекс оживления – реакция оживления ребенка при виде родителей. Ребенок практически безразличен к родителям и не дает адекватной реакции на их появление. Такие дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, иногда кажутся слепыми и глухими. Поведение их однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру. Они используют для игры предметы, с которыми здоровые дети не играют (веревки, спичечные коробки, провода, банки, косточки от фруктов, бумажки и т.п.). Внешне такие дети выглядят неуклюжими, движения их угловаты отсутствует содружественность движений, движения стереотипны. Такие дети очень долго не могут усвоить навыки самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.п.). Мимика ребенка бедна, маловыразительна, характерен «пустой», ничего не выражающий взгляд, а также взгляд как бы мимо собеседника.
Речевое развитие при раннем аутизме иногда отсутствует, а у части детей нормальное. Однако для всех детей характерно нарушение коммуникативной функции речи – у них нет потребности в общении. Также дети часто ведут разговор сами с собой, в речи у них часто встречаются повторения каких-то слов, используют в речи вычурные слова. О себе говорят во 2-ом или 3-ем лице. У части детей полное отсутствие речи.
Эти дети очень болезненно переносят изменения в окружающей обстановке например на перестановку мебели, появление новой игрушки и т.п. они дают бурную реакцию протеста в виде громкого плача, пронзительного крика. Для детей с аутизмом необходимы особые условия, формы и методы обучения и воспитания.
С такими детьми должны работать психологи, которые направляют свои занятия на преодоление и смягчение трудностей в общении, на формирование целенаправленного поведения и элементарных бытовых навыков самообслуживания.
Ребенок с аутизмом, как и любой другой, - индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации необходимо учитывать индивидуальные реакции ребенка и на их основе строить обучение.
Дети-аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому с таким ребенком надо придерживаться определенного режима дня, нужно научить слову «стой». Необходимо, как можно больше беседовать с ребенком, даже если он остается при этом безучастным; нужно понимать, что такой ребенок нуждается в общении больше, чем любой другой.
Важно соблюдать естественность в общении ребенка с животными, т.к. такие дети часто проявляют агрессию к животным.
И самое главное правило – ребенка стоит принимать таким каков он есть, не сравнивая с остальными детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой…
Врач-психиатр Валентина Арсеньевна Гузаревич