Russian

Belarusian

English

УЗ «Дрогичинская ЦРБ» сообщает благотворительный счет:

г.Дрогичин ул. 9 мая,40
Главный врач Протасевич Александр Степанович, действующий на основании Устава.

Благотворительный счет BY61 AKBB 3642 2150 0014 5130 0000
ЦБУ108 ОАО «АСБ Беларусбанк»
код BIC AKBBBY2X
УНП 200070828 ОКПО 02014058

Воспитание без насилия

Что такое насилие над ребенком

Насилие над ребенком – это любые действия или бездействие родителей либо других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребенка.

Каким бывает насилие

Насилие в семье по отношению к детям может проявляться в различных формах. Специалисты выделяют четыре основных вида насилия: физическое, психологическое (эмоциональное), сексуальное, неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенкаСтоит отметить, что обычно ребенок подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу.

Физическое насилие – это нанесение ребенку различных травм и телесных повреждений, которые причиняют ущерб его здоровью, нарушают развитие или лишают жизни.

Психологическое насилие – понимается постоянное или периодическое вербальное или невербальное (то есть выраженное словами или другими способами) оскорбление ребенка, угрозы и унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, постоянная ложь или искажение действительности, в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому или к самому себе, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребенок используется взрослым человеком для получения сексуального удовлетворения.

Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка – этот вид насилия подразумевает нежелание или неспособность родителей удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Последствия насилия

Нарушение физического развития

Дети, подвергшиеся насилию, часто отстают от своих сверстников в росте, весе или в том и другом одновременно. У них могут развиваться различные психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, обусловленная отсутствием аппетита. Часто у детей возникают такие нервно-психические заболевания, как тик, заикание, энурез. К перечню психосоматических заболеваний, появившихся в результате пережитого или переживаемого насилия, относятся также астма, кожные болезни (аллергии, нейродермиты, псориаз, экзема), головные боли, рвота, бессонница, болезни желудка (гастрит, язва) и т. д.

Нарушение психического и эмоционального развития

Дети, которые подверглись любому виду насилия, позже начинают ходить, говорить, реже смеются; они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. Такие дети часто испытывают гнев, который выплескивают на более слабых: совсем маленьких детей или животных. Некоторые жертвы насилия, наоборот, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается способность к установлению контакта и к общению со сверстниками.

Снижение самооценки

Это наиболее тяжелое последствие любого вида насилия. Ребенок с низкой самооценкой постоянно переживает чувство вины и стыда. Он убежден в собственной неполноценности, в том, что он «хуже всех» и не вызывает у людей интереса; поэтому ему трудно добиться уважения окружающих, успеха. У таких детей, когда они вырастают, часто возникают депрессии, проявляющиеся в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна; у подростков могут наблюдаться попытки суицида.

Нарушение интеллектуального развития

У детей из семей, где применяется насилие, интеллектуальное развитие ниже существующей нормы. У них часто отсутствует фантазия и способность к творчеству, им не хватает любопытства и вдохновения для выполнения заданий, требующих душевных усилий. А если им все же удается выполнить подобное задание, они не испытывают от этого ни наслаждения, ни радости. Игры таких детей, как правило, стереотипны и практически лишены самовыражения.

Проблемы с социализацией

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со сверстниками и со взрослыми, нет навыков общения, достаточного уровня знаний и эрудиции для завоевания авторитета. Решение своих проблем такие дети зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам и склонностью к совершению противоправных действий.

В современной детской психологии все чаще говорят о системе воспитания, которая базируется на перечисленных ниже принципах:

Безусловная любовь

Ребенок должен знать, что в семье его любят – и тогда, когда он принес из школы «десятку», и тогда, когда сам, без напоминания, собрал свои игрушки, и тогда, когда разбил любимую мамину вазу.
Очень важно постоянно говорить о своей любви ребенку любого возраста, обязательно выражая ее с помощью прикосновений, объятий, похлопываний по плечу и т. д.

Уважение интересов и ценностей ребенка 

Ребенок имеет право на собственные ценности, даже если они противоречат вашим. Любящим родителям нужно признать право ребенка совершать ошибки, иметь пусть неверное, но свое собственное мнение о чем бы то ни было.

Установление семейных правил

Установите определенный перечень правил (он не должен быть слишком длинным), которые обязательны для всех членов семьи, и познакомьте с ним ребенка. В этих правилах не может быть никаких двойных стандартов. Например, если нельзя есть сладкое до обеда, то этого нельзя делать ни папе, ни маме, ни старшей сестре, ни дома, ни у бабушки с дедушкой, ни в гостях.

Личный пример

Вы не привьете ребенку интерес к чтению, если он чаще видит вас перед телевизором, чем с книгой в руках; вы не научите ребенка уважению к старшим, если позволяете себе нелестные высказывания в адрес учителей, соседей, собственных родителей.

Последовательность

Воспитание без наказаний начинается с воспитания воспитателей, то есть, самих родителей. Им следует иметь четкую систему ценностей, ясно представлять цели воспитательного процесса и уметь управлять своими эмоциями.

Признание уникальности личности ребенка, наличия у него чувств и переживаний, желаний и потребностей

В том числе – не таких, как у родителей. Если ребенок ведет себя плохо, значит, для этого есть какая-то причина, значит, он испытывает некий дискомфорт, который родители могут попытаться устранить.

Умение родителей видеть свои ошибки и признавать свое несовершенство

Если ребенок слишком активно выражает протест против ваших требований, стоит задуматься об их справедливости и целесообразности в конкретной ситуации. Чаще всего такое поведение означает, что ваши требования противоречат естественным потребностям и интересам ребенка.

УЗ «Дрогичинская ЦРБ»
Автор Н.Н. Бондарчук

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Воспитание ребенка без насилия

для родителей о воспитании детей от 3 до 18 лет

Необходимо помнить, что любой вид насилия на всю жизнь оставляет в душе ребенка шрамы, негативно влияя на его физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие, а также затрудняя его социализацию.

2023 г.