Дети и подростки являются возрастной группой, наиболее часто подвергающейся различным формам насилия. По данным научным данным 34 % молодых пациентов, совершивших суицидальную попытку, подвергались физическому, а 44% сексуальному насилию. Такие подростки почти вдвое чаще совершают аутоагрессивные действия.
80% случаев насилия приходится на возраст 12-16 лет (учащихся 6-10 класса).
Для родителей и взрослых, которые являются внутренним кругом поддержки детей, очень важно быть осведомленными относительно насилия по отношению к детям и его предотвращения.
НЕЗНАНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ, НЕУМЕНИЕ РАСПОЗНАТЬ И ВО ВРЕМЯ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ТЯЖЕЛЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.
Насилие – это любое действие или бездействие по отношению к индивиду, в результате которого нарушаются его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Различают следующие основные формы насилия:
- физическое насилие;
- сексуальное насилие или развращение;
- психологическое (эмоциональное) или психоэмоциональное насилие;
- пренебрежение основными нуждами другого человека;
- моральная жестокость.
В группу риска родителей (т.е. родители, которые способны совершать акты насилия) входят:
- люди, которые сами подвергались насилию в детстве;
- люди, которые страдают психическими расстройствами;
(депрессия, шизофрения, эпилепсия);
- люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками
- испытывающие экономические и социальные трудности;
- молодые матери (до 18 лет);
- семьи со сложным психологическим климатом
В группу риска детей, над которыми чаще совершается насилие, входят:
- дети от 1 года до 3-х летнего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью, что зачастую приводит к фрустрации матерей и проявлению жестокого физического обращения с их стороны; согласно статистическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни;
- дети ОПФР с физическими и психическими отклонениями; у ряда родителей дети, имеющие видимые физические отклонения, умственную отсталость или другие выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии;
- дети СДВГ с гиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребенка, однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является результатом жестокого обращения с ними.
Человек считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда.
Наиболее часто встречается эмоциональное (психологическое) насилие, под которым понимается однократное или хроническое психическое воздействие на другого человека, враждебное безразличное отношение, а также другое поведение, которое вызывает у индивидуума нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и самореализацию.
Характерные особенности психологического насилия:
- Постоянная негативная оценка индивида (не замечают его успехов и достоинств, жесткая дисциплина и контроль).
- Формирование небезопасной привязанности.
Существуя в ситуациях жесткого обращения, индивид вынужден адаптироваться к ним и его поведение меняется.
Детско-родительские отношения даже в дисфункциональных семьях носят характер взаимодействия, потому в ответ на изменение поведения ребенка меняется и поведение его родителей.
В случаях неконструктивного взаимодействия родителям трудно понять, что раздражающие их особенности поведения ребенка, являются проявлением адаптации к неправильным действиям родителей.
К психологическому насилию относят:
а) обвинения в адрес другого человека (брань, крики);
б) принижение его успехов, унижение его достоинства;
в) отвержение;
г) длительное лишение любви, нежности, заботы и безопасности со стороны другого значимого человека;
д) принуждение к одиночеству;
е) совершение в присутствии индивида насилия по отношению к другим людям;
ж) похищение;
з) причинение боли домашним животным с целью запугать индивида;
и) экономическое насилие.
Формы психологического насилия:
- Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие другого, принижающие его достоинства:
— враждебное отношение, умаление ценности, унижение, публичное унижение;
— высмеивание за проявление естественных эмоций;
— превращение в «козла отпущения», постоянная критика, частые наказания.
- Терроризирование – угроза убить, причинить физический вред, поместить в опасное или страшное место:
— помещение в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
— оставление в опасной ситуации;
Нереалистичные ожидания от индивида, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
— угроза совершения насилия над индивидом;
— угроза совершения насилия над тем, кого индивид любит (включая домашних животных).
Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах, что создает у индивида чувство страха, тревоги, неуверенности. Индивид начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.
- Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение индивида возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома так и вне его:
— необоснованные ограничения свободного передвижения человека.
— необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов со сверстниками или взрослыми в его среде.
Возникает впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей, не может полагаться на других людей.
- Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды индивида и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
— нежелание или неспособность взаимодействовать;
— взаимодействие только в случае крайней необходимости;
— отсутствие проявлений привязанности, любви и заботы.
Маркеры психологического насилия:
- низкая самооценка, ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным, никчемным;
- ребенок считает, что родители унижают, критикуют его, угрожают бросить;
- ребенок печален и расстроен;
- ожидает физического насилия;
- задержка речевого развития и восприятия;
- неумение мыслить логически, решать поставленную задачу, отыскать причину и следствие;
- неуважение и недоверие к взрослым;
- агрессия в отношениях со сверстниками;
- демонстрация псевдозрелости и псевдонезависимости как защиты;
- суицидальные попытки;
- неверие в искренность оказываемой ему поддержки;
не может внутренне почувствовать успех, считает себя не
заслужившим его и др.
Последствия психологического насилия:
- Задержка физического развития.
- Задержка умственного развития.
- Неврологические нарушения (тики, энурез).
- Длительное подавленное состояние.
- Нарушение сна.
- Агрессивность.
- Склонность к уединению, изоляции, замкнутость.
- Эксцентричность поведения.
- Низкая школьная успеваемость.
- Сниженная самооценка.
- Нарушение аппетита.
- Суицидальные угрозы и попытки суицида.
- Чрезмерная уступчивость, угодливое поведение.
- Неразборчивая привязанность.
Маркеры сексуального насилия:
- не соответствующие возрасту знаний в области сексуальных отношений;
- синяки, зуд, кровь в области половых органов;
- трудности при ходьбе и сидении;
- мастурбация;
- внезапные изменения в поведении ребенка;
- появление соблазняющей манеры поведения;
- отсутствие аппетита или переедание;
- расстройство сна, ночные кошмары;
- ненависть к своему телу;
- излишняя уступчивость по отношению к взрослым;
- глубокая депрессия с частыми суицидальными попытками или мыслями;
- нежелание идти домой, побеги из дома;
- склонность к правонарушениям, прогулы в школе;
- злоупотребление наркотиками и алкоголем;
- беспорядочные половые связи;
- венерические заболевания;
- беременность и др.
Маркеры пренебрежительного отношения к детям:
— дети голодные, грязные, неприятно пахнущие;
- отставание в физическом развитии;
- расстройства речи, маленький запас слов;
- ребенок пассивный, напуганный, подавленный;
- с трудом отвечает на проявление внимания, доброты, похвалу;
- характерны покачивания тела, сосание пальцев, покусывания;
- часто отсутствует в школе;
- носит одежду не по сезону, грязную, оборванную;
- низкая самооценка («Я-нехороший. Я ничего не заслуживаю и никогда не буду заслуживать»);
- чувство ненужности и др.
Индикаторы физического насилия:
— резко выраженная боязливость ребенка;
— ярко выраженный страх взрослых людей;
— неадекватное поведение ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;
— наличие различных травм у детей (переломы, повреждение мягких тканей, ожоги, ушибы и т.д.);
— повторяющиеся травмы (повторные и отсроченные обращения к врачу);
— формирование модели приспособительного поведения;
— стремление избежать конфликтных ситуаций и отсутствие знаний и умений для разрешения конфликта;
— необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
— ношение одежды, неподходящей к погодным условиям (например, шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);
— отчаянные просьбы ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
Взрослые должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношению к нему:
— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению;
— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
— сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
— чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
— демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;
— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы.
Растет число исследований доказывающих, что насилие поддается профилактике.
ВОЗ и ее партнеры определили семь оптимальных стратегий, из которых шесть направлены на профилактику насилия и одна — на меры реагирования.
Потенциально эти стратегии могут снизить как вероятность совершения актов насилия, так и риск пострадать от него.
СТРАТЕГИИ:
- Установление безопасных, стабильных и заботливых отношений между детьми и их родителями или попечителями.
- Развитие у детей и подростков навыков, необходимых для жизни.
- Снижение доступности и масштабов вредного употребления алкоголя.
- Снижение доступности огнестрельного и холодного оружия.
- Содействие гендерному равенству в целях профилактики насилия в отношении женщин.
- Изменение культурных и социальных норм, подтверждающих насилие.
- Выявление жертв, реализация программ ухода и поддержки.