Вирусные гепатиты: молчаливые болезни с громкими последствиями. Статья для врачей и думающих пациентов.
Вирусные гепатиты — это не просто временное недомогание с желтухой. И не «болезнь из 90-х», как иногда думают. Это системная угроза здоровью, часто незаметная и недооценённая.
Даже среди врачей, не говоря уже о пациентах. Сегодня мы поговорим об этом без драматизации. Только факты, последствия и что можно сделать, чтобы не потерять человека из-за того, что «не болело» и «была только утомляемость».
Что такое вирусный гепатит? Это воспалительное заболевание печени, вызванное вирусами, которые размножаются в гепатоцитах (клетках печени) и повреждают их. Существует 5 основных вирусов: A, B, C, D и E. Они различаются путями передачи, длительностью течения и прогнозом, но все — потенциально опасны.
Основные различия между типами
Тип. Путь передачи. Хроническое течение. Вакцинация. Последствия/прогнозы.
Итак, гепатит:
A Фекально-оральный путь передачи. Хронического течения нет. Вакцинация есть. Острый гепатит, редко тяжёлый
B Путь передачи- Кровь, половой, вертикальный. Есть хронизация (10–15%). Да, есть вакцинация. В исходе- цирроз, гепатоцеллюлярная карцинома (рак печени).
C Кровь, половой, вертикальный. Да, есть хронизация (до 85%). Нет, вакцины нет. Цирроз, рак.
D Вирус-саттелит, только при вирусном гепатите В. Да, хронизация есть. Нет, вакцины нет (есть только от гепатита B). Агрессивное течение.
E Фекально-оральный путь передачи. Иногда хронизируется (при иммуносупрессии). Вакцинация- в процессе разработки. Тяжело протекает у беременных.
Почему это важно: долгосрочные последствия.
Гепатит B и C — причина 96% всех случаев смертей от гепатитов в мире.
Ежегодно более 1,3 млн человек умирают от осложнений, связанных с гепатитом (данные ВОЗ).
Что крайне примечательно- у значительной части пациентов отсутствуют симптомы до терминальной стадии — цирроза или рака печени.
Что происходит при хроническом гепатите? Прогрессирующее воспаление → фиброз → цирроз. Цирроз = портальная гипертензия, асцит, кровотечения, энцефалопатия. Гепатоцеллюлярная карцинома развивается на фоне цирроза или даже при выраженном фиброзе. При вирусном гепатите С возможно развитие карциномы вне цирроза и фиброза.
И всё это может происходить у «внешне здорового» человека с нормальным самочувствием и абсолютно без жалоб.
Когда и кого тестировать?
Если ты врач любой специальности, вот простое правило:
Если пациент хотя бы раз в жизни получал инъекции, переливания, делал операции, тату, пирсинг, употреблял наркотики или жил с вирусоносителем — он должен быть протестирован.
Обязательные тесты: HBsAg (поверхностный антиген вирусного гепатита В), anti-HBc total/IgM (общие антитела к ядерному антигену вирусного гепатита В), аnti-HCV (антитела к вирусу гепатита С).
По показаниям — поиск мелких маркеров ВГВ, РНК вируса гепатита С, ДНК вируса гепатита В, анти-HDV (антитела к вирусу гепатита Д).
Проверять стоит и при: повышенных АЛТ/АСТ; анемии неизвестного генеза; аутоиммуноподобных состояниях; планировании беременности, сахарном диабете 2 типа; ХБП и гемодиализе; ВИЧ-инфекции.
💉 Профилактика: что работает
Единственный достоверно работающий способ профилактики- вакцинация. ВГВ (вирусный гепатит В): вакцина входит в национальный календарь прививок. Детям — бесплатно. Взрослым по эпидемическим и медицинским показаниям — тоже доступна. Иммунизация эффективна на 95–100%. ВГА (вирусный гепатит А): рекомендована детям, путешественникам, военным, лицам с хроническими болезнями почек. ВСГ (вирусный гепатит С). Вакцины пока нет. Остаётся только гигиена, одноразовые инструменты, безопасный секс, контроль донорской крови.
Лечение: больше, чем просто таблетки.
HCV: современная терапия противовирусная терапия даёт 98–100% устойчивого вирусологического ответа. Без интерферона, без токсичности, курс — 8–12 недель. Без цирроза. С циррозом до 24 недель. В Республике Беларусь с 2018 года стартовала программа терапии в рамках бюджета. В зависимости от показаний, подбираются группы пациентов, и при условии соблюдения медицинских назначений, наличия приверженности к лечению, начинается лечение за счёт государства. У всех пациентов, закончивших полноценный курс, на момент его окончания вирус в крови не определялся, что становится предпосылкой к полному выздоровлению пациента, уменьшению риска передачи инфекции среди населения, а значит- оздоровления жителей нашего района. И это- наше маленькое достижение, наш вклад в достижение общей мировой цели.
HBV: в подавляющем большинстве — пожизненное лечение. Цель — контроль репликации (размножения) вируса и предотвращение цирроза/рака. Энтекавир, тенофовир — золотой стандарт. HDV: лечение ограничено. На подходе новые препараты (булевавиртид).
Почему пациенты «теряются»?
Потому что гепатит часто не болит.
Потому что врач сказал: «АЛТ немного повышен — это жир в печени».
Потому что «анализы дорогие», «страшно», «мне же ничего не мешает».
Потому что инерция — и у пациентов, и у врачей.
Личный акцент:
Как инфекционист, я не пугаю диагнозами. Я не верю в нагнетание страха. Но я видела слишком много молчаливых трагедий, чтобы молчать.
Когда пациент узнаёт о диагнозе на стадии цирроза — мы оба теряем время. А иногда и шанс.
А ведь всё, что нужно, — однажды проверить. И если надо — лечиться. Без героизма, просто по уму.
Знать свой статус — это взрослая позиция. Ответственная. Осознанная. Безопасная.
Берегите печень. Она не болит — но всё чувствует.
Если вы — врач, неинфекционист, и читаете это — пожалуйста, направляйте на скрининг. Это не роскошь. Это норма.
А если вы — пациент: один анализ может спасти вашу жизнь.
Врач-инфекционист Лилия Ивановна Коховец