Russian

Belarusian

English

УЗ «Дрогичинская ЦРБ» сообщает благотворительный счет:

г.Дрогичин ул. 9 мая,40
Главный врач Протасевич Александр Степанович, действующий на основании Устава.

Благотворительный счет BY61 AKBB 3642 2150 0014 5130 0000
ЦБУ108 ОАО «АСБ Беларусбанк»
код BIC AKBBBY2X
УНП 200070828 ОКПО 02014058

Игровая и компьютерная зависимость у детей и подростков

Игры во дворе уже перестали увлекать детей, как это было 10-20 лет назад. Сейчас все чаще родители сталкиваются с проблемой детской компьютерной зависимости. Увлечение виртуальными играми нередко возникает уже в дошкольном возрасте, а у младших школьников носит массовый характер.

Ключевые проявления игромании – тяга к компьютерным играм, снижение интереса к другим сферам жизни, подавленность и раздражительность при запрете на игры.

Игровая компьютерная зависимость у детей проявляется снижением интереса ко всем сферам жизни: снижается школьная успеваемость, ухудшаются результаты занятий спортом, появляются проблемы в отношениях с родителями и учителями. Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего  личность ребёнка  не развивается.  Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником.Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.  

К признакам детской игромании относят:

  • эмоциональные протесты на просьбы прекратить игру и отойти от компьютера;
  • неспособность ребенка определить, сколько времени он собирается потратить на игру;
  • злость и раздражение, если приходится отвлекаться от игрового процесса;
  • требование денег на игровые обновления, аксессуары для компьютера;
  • невыполнение учебных заданий для самостоятельной работы и домашних обязанностей;
  • нарушение режима дня: поздний отход ко сну, пропуски приемов пищи из-за игры;
  • пренебрежение правилами гигиены;
  • улучшение настроения и повышение активности во время игры;
  • подавленность и раздражительность при невозможности сесть поиграть;
  • частое обсуждение игр в разговорах со сверстниками.

Игровая зависимость у детей возникает в случаях, когда сами родители много времени проводят за компьютером или телефоном, не уделяют внимания ребенку, подолгу отсутствуют дома, предоставляя возможность самостоятельного выбора времяпрепровождения.

Компьютерные игры различаются по жанру, сложности сюжета, вовлеченности игрока. Головоломки, логические и текстовые игры не несут большой эмоциональной нагрузки, поэтому вероятность развития патологического влечения к ним низка. Причиной зависимости становятся:

  • Аркады. Обладают простой графикой и простым звуком. Могут привлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей старше 9-10 лет слишком однообразны, быстро надоедают.
  • Экшн-игры. В эту группу входят так называемые стрелялки и драки (шутеры и файтинги). Они основаны на использовании героем физической силы, требуют проявления злости и агрессии. Возможность открытого проявления злости и агрессии провоцирует зависимость.
  • Ролевые игры. Перевоплощение в героя погружает ребенка в виртуальный мир, а отслеживание его развития, выстраивание отношений с другими персонажами способствует формированию зависимости.

Чтобы не провоцировать протест ребенка, уменьшение количества игрового времени нужно осуществлять постепенно, заменяя его другими видами активности, вводить новые увлечения. Важно правильно организовать режим дня и окружающее пространство. Оптимальное время для компьютерных игр зависит от возраста (5 мин. на 1 год жизни).

При введении ограничений рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • говорите о том, что вы расстроены пристрастием ребенка к играм, но не используйте обвинения и оскорбления в его адрес;
  • объясните необходимость введения временных ограничений для игр (например, «это нужно, чтобы сохранить твое здоровье»);
  • сократите количество часов для компьютерных игр, но позвольте ребенку выбрать, когда именно он будет играть, составьте план игрового времени;
  • не допускайте, чтобы плановое время для игр было увеличено: не поддавайтесь на уговоры, обиды, не начинайте торги;
  • в конфликтных ситуациях оставайтесь спокойным и последовательным;
  • обязательно введите новые увлечения в жизнь ребенка, спрашивайте, чем ему хочется заниматься, или вспоминайте, о чем он мечтал раньше – футбол, танцы, бокс или что-то еще.

Здоровое развитие личности ребенка должно происходить в условиях демократичного воспитания, где выстраиваются гармоничные отношения в семье. Чтобы у ребенка не возникало желания «сбежать» в виртуальную реальность, общение с родителями должно быть интересным, протекать в условиях доверия и обеспечивать чувство безопасности.Стоит исключить тотальный контроль, приказы, угрозы и шантаж со стороны родителей.

Родителям требовать от своих детей адекватного поведения, но при этом чутко относиться к их желаниям и потребностям. В таких семьях царят справедливость и последовательность, твердость и дисциплина. Дети чувствуют ответственность за свое поведение, они самостоятельны, активны и инициативны. Родители гибко и рационально направляют поведение своего ребенка. Мотивы предъявляемых к нему требований всегда объясняются и обсуждаются, авторитаризм используется только в самых крайних случаях. В ребенке ценится не только послушание, но и независимость, правила и нормы поведения вводятся последовательно и четко, но и мнение ребенка всегда учитывается. В такой семье все ее члены ощущают себя единым целым, в отношениях сильны эмоциональное начало, взаимопомощь и поддержка друг друга.

Справиться с игроманией у ребенка проще, если между ним и родителями сохранены доверительные отношения.

 

Психолог поликлиники

УЗ «Дрогичинская ЦРБ»

Н.Н. Бондарчукф