Особенности суицидального поведения в детском и подростковом возрасте
Ежегодно 10 сентября отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств.
Самоубийство как причина смерти занимает 2-е место в Европейском регионе после ДТП в возрастном диапазоне 15-35 лет. Среднемировой уровень суицидов колеблется в пределах 14-16 человек на 100 тысяч населения. В нашей стране этот показатель составляет свыше 20 случаев на 100 тысяч населения. И если раньше пик суицидальной активности в подростковом и юношеском возрасте приходился на 15-19 лет, то сейчас это 12-15 лет (а это 6-е - 9-е классы СШ).
Представления о смерти на протяжении детства проходят несколько этапов:
I этап: полное отсутствие в сознании ребенка представлений о смерти;
II этап: формальное знание о смерти, знакомство с атрибутами ухода из жизни (похороны, траур…);
III этап: знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей личностью, ни с личностью кого-либо из близких. Нет представления о необратимости смерти. Ребенок признает двойственность бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем раскаяния собственных обидчиков, своих похорон.
Для некоторых подростков может быть характерна и «метафизическая интоксикация», то есть углубленные размышления на тему жизни и смерти, которые не опираются на ценность жизни. Для многих детей отсутствует страх смерти. Поэтому попадая в ту или иную конфликтную ситуацию, не имея доверительных отношений с родителями и при сочетании некоторых личностных особенностей, например, эмоциональной неустойчивости и максимализма в оценках, для подростка нередко страшнее жить в той реальности, которая у него есть, чем умереть. Причем тригером («последней каплей») суицидальной конфликтной ситуации может быть незначительное, по мнению взрослых, событие. Возникает ощущение безысходности, неразрешимости конфликта. А при отсутствии хороших отношений с родителями ребенок испытывает отчаяние и одиночеств. Болезненнее всего дети воспринимают даже не конфликты с родителями, а их холодное безразличие к себе.
До 19 лет среди парасуицидентов (тех, кто совершает суицидальные попытки) больше девочек. И дело тут не в половых различиях, а в опережающем развитии девочек, так как у девочек быстрее происходит «пересоциализация» личности с детской модели поведения с окружающим миром на взрослую. Закономерно встает вопрос, кто чаще всего в детско-подростковом возрасте совершает суицидальные попытки (входит в «группу риска»)?
В зоне повышенного суицидального риска находятся:
- депрессивные подростки;
- подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- подростки, которые либо уже совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
- одаренные подростки;
- подростки с плохой успеваемостью в СШ;
- беременные девочки;
- подростки – жертвы насилия.
Для всех, кто участвует в воспитании несовершеннолетних, будут актуальны слова Николая Гурьянова: «Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять. Говорите, если сердце не молчит. От сердца к сердцу. Будьте проще и искреннее…»
В трудной жизненной ситуации также можно обращаться за помощью:
- в службу экстренной психологической помощи «телефон доверия», звонок анонимный, бесплатный:
г. Брест для взрослых и детей – 8 (0162) 51 10 13;
короткий номер – 170 (круглосуточно);
- к врачу-психотерапевту, психиатру, психологу либо к любому врачу по месту жительства;
- если человек чувствует, что не в силах справиться со своими переживаниями и суицидальными порывами - в службу скорой медицинской помощи – 103.
Врач-психотерапевт
УЗ «Дрогичинская ЦРБ» Алена Владимировна Гутовец