2 апреля 2017 года – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Советы родителям детей, страдающих аутизмом
Ранний детский аутизм встречается в соотношении 1 случай на 70 детей и проявляется особенностями поведения ребенка, которые можно заметить еще в грудном возрасте. Малыш не улыбается, не ищет зрительного контакта, не радуется родителям.
С возрастом он не начинает общаться, живет в своем собственном мире. Его игры отличаются от игр других детей однообразием, он может часами играть с одной игрушкой или повторять одни и те же движения. В игре использует какие-либо предметы (веревочки, баночки и т.п.).
Речь либо вообще не формируется, либо остается очень бедной и своеобразной. Ребенок неадекватно реагирует на звуки, запахи, прикосновения.
Иногда у детей с аутизмом проявляются уникальные способности к счету, чтению, музыке. Но при этом не может овладеть самыми простыми бытовыми навыками, не умеет одеваться, умываться.
Очень часто проявляет вспышки агрессии и гнева, которые чаще направлены на самого себя. Он не понимает и не может оценить опасности окружающего мира.
Аутизм считается неизлечимым заболеванием. Но если как можно раньше начать комплексное лечение с коррекционными занятиями аутистические проявления можно свести к минимуму.
При правильном подходе к выполнению реабилитационных мероприятий дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстановиться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.
Маме и папе нужно помнить, что ребенок с аутизмом, как и любой другой - это индивидуальность, поэтому обучение нужно строить, учитывая общие рекомендации, а также имея в виду специфические реакции ребенка.
- Прежде всего, нужно соблюдать режим, поскольку дети-аутисты очень болезненно воспринимают любые действия, которые выходят за рамки привычек.
- Заниматься с детьми нужно ежедневно, только регулярность может принести результаты. Начинайте с 5 минут, постепенно заведите время занятий до 2-3 часов в день с небольшими перерывами, во время которых он сможет побыть один. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке.
- Крайне важно научить ребенка слову «стоп», ведь он может не замечать подстерегающих его опасностей, например: может переходить улицу перед самой машиной или притрагиваться к горячим предметам. Если малыш будет знать слово «стой», вы сможете уберечь его от многих травм.
- Не стоит избегать общества других детей, ребенок может посещать садик, проводя в группе хотя бы 2-3 часа в день.
- Очень важно отвлекать малыша от бессмысленных, стереотипных движений, например с помощью танцев или прыжков на месте.
- Как можно больше беседуйте с ребенком, даже если он остается безучастным, маме и папе необходимо иметь в виду, что их кроха нуждается в общении даже больше других деток.
- Не забывайте о том, что любой человек нуждается в уединении, в т.ч. и дети с аутизмом. Поэтому нужно сделать для малыша какой-нибудь «тайный» уголок, где ему никто не будет мешать.
- Дети с аутизмом часто любят кататься на качелях, это увлечение поможет развить вестибулярный аппарат.
- Соблюдайте осторожность в общении ребенка с домашними питомцами, поскольку дети-аутисты по отношению к животным могут быть настроены агрессивно. Прежде, чем завести домашнего любимца, подарите крохе мягкую игрушку.
- Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком - придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
- Будьте терпеливы. Поведение Вашего ребенка не изменится за один день или неделю.
- Не наказывайте ребенка, так как больной ребенок не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием и поэтому просто не поймет, за что его ругают.
- Делайте с ребенком физические упражнения: они помогут уменьшить стресс и принести положительные эмоции.
- Приобретенные ребенком навыки проявляются не сразу. Иногда, ребенок научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в др. местах (например, пойти в туалет в детском саду или школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он еще может использовать свои навыки.
- Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
- Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
- Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.п. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
- Нельзя перехватывать инициативу у ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок завяжет шнурки или расстегнет пуговицы, делает это за него. Лучше спросить, нужна ли ему помощь и помочь, только при получении положительного ответа.
- Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. Постепенно формируйте у ребенка инициативу.
- Создавайте повод для общения. Если у ребенка будет все, что ему нужно, у него не будет стимула просить что-то у взрослых и соответственно общаться.
- Следите за мимикой ребенка – она может подсказать Вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «хватит», «все» и т.п.
Соблюдая данные рекомендации, родителям нужно набраться терпения и твердо верить в успех и не терять надежду.
Врач-психиатр-нарколог Валентина Арсентьевна Гузаревич