Russian

Belarusian

English

УЗ «Дрогичинская ЦРБ» сообщает благотворительный счет:

г.Дрогичин ул. 9 мая,40
Главный врач Протасевич Александр Степанович, действующий на основании Устава.

Благотворительный счет BY61 AKBB 3642 2150 0014 5130 0000
ЦБУ108 ОАО «АСБ Беларусбанк»
код BIC AKBBBY2X
УНП 200070828 ОКПО 02014058

2 апреля 2017 года – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Советы родителям детей, страдающих аутизмом

Ранний детский аутизм встречается в соотношении 1 случай на 70 детей и проявляется  особенностями поведения ребенка, которые можно заметить еще в грудном возрасте. Малыш не улыбается, не ищет зрительного контакта, не радуется родителям.

С возрастом он не начинает общаться, живет в своем собственном мире. Его игры отличаются от игр других детей однообразием, он может часами играть с одной игрушкой или повторять одни и те же движения. В игре использует какие-либо предметы (веревочки, баночки и т.п.).

Речь либо вообще не формируется, либо остается очень бедной и своеобразной. Ребенок неадекватно реагирует на звуки, запахи, прикосновения.

Иногда у детей с аутизмом проявляются уникальные способности к счету, чтению, музыке. Но при этом не может овладеть самыми простыми бытовыми навыками, не умеет одеваться, умываться.

Очень часто проявляет вспышки агрессии и гнева, которые чаще направлены на самого себя. Он не понимает и не может оценить опасности окружающего мира.

Аутизм считается неизлечимым заболеванием. Но если как можно раньше начать комплексное лечение  с коррекционными  занятиями аутистические проявления можно свести к минимуму.

При правильном подходе к выполнению реабилитационных мероприятий  дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстановиться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они  обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.

Маме и папе нужно помнить, что ребенок с аутизмом, как и любой другой - это индивидуальность, поэтому обучение нужно строить, учитывая общие рекомендации, а также имея в виду специфические реакции ребенка.

  1. Прежде всего, нужно соблюдать режим, поскольку дети-аутисты очень болезненно воспринимают любые действия, которые выходят за рамки привычек.
  2. Заниматься с детьми нужно ежедневно, только регулярность может принести результаты. Начинайте с 5 минут, постепенно заведите время занятий до 2-3 часов в день  с небольшими перерывами, во время которых он сможет побыть один. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке.
  3. Крайне важно научить ребенка слову «стоп», ведь он может не замечать подстерегающих его опасностей, например: может переходить улицу перед самой машиной или притрагиваться к горячим предметам. Если малыш будет знать слово «стой», вы сможете уберечь его от многих травм.
  4. Не стоит избегать общества других детей, ребенок может посещать садик, проводя в группе хотя бы 2-3 часа в день.
  5. Очень важно отвлекать малыша от бессмысленных, стереотипных движений, например с помощью танцев или прыжков на месте.
  6. Как можно больше беседуйте с ребенком, даже если он остается безучастным, маме и папе необходимо иметь в виду, что их кроха нуждается в общении даже больше других деток.
  7. Не забывайте о том, что любой человек нуждается в уединении, в т.ч. и дети с аутизмом. Поэтому нужно сделать для малыша какой-нибудь «тайный» уголок, где ему никто не будет мешать.
  8. Дети с аутизмом часто любят кататься на качелях, это увлечение поможет развить вестибулярный аппарат.
  9. Соблюдайте осторожность в общении ребенка с домашними питомцами, поскольку дети-аутисты по отношению к животным могут быть настроены агрессивно. Прежде, чем завести домашнего любимца, подарите крохе мягкую игрушку.
  10. Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком - придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
  11. Будьте терпеливы. Поведение Вашего ребенка не изменится за один день или неделю.
  12. Не наказывайте ребенка, так как больной ребенок не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием и поэтому просто не поймет, за что его ругают.
  13. Делайте с ребенком физические упражнения: они помогут уменьшить стресс и принести положительные эмоции.
  14. Приобретенные ребенком навыки проявляются не сразу. Иногда, ребенок научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в др. местах (например, пойти в туалет в детском саду или школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он еще может использовать свои навыки.
  15. Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
  16. Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
  17. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.п. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
  18. Нельзя перехватывать инициативу у ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок завяжет шнурки или расстегнет пуговицы, делает это за него. Лучше спросить, нужна ли ему помощь и помочь, только при получении положительного ответа.
  19. Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. Постепенно формируйте у ребенка инициативу.
  20. Создавайте повод для общения. Если у ребенка будет все, что ему нужно, у него не будет стимула просить что-то у взрослых и соответственно общаться.
  21. Следите за мимикой ребенка – она может подсказать Вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «хватит», «все» и т.п.

Соблюдая данные рекомендации, родителям нужно набраться терпения и твердо верить в успех и не терять надежду.

 

Врач-психиатр-нарколог                            Валентина Арсентьевна Гузаревич