2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Ежегодно с 2008 года проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года, в которой указывается на необходимость обеспечения детям и взрослым с аутизмом «возможности жить полной и содержательной жизнью». Цель Дня - привлечь внимание общественности к необходимости помогать людям с аутизмом и повышать качество их жизни.
Исследования по аутизму проводились еще с 18 века, однако как клиническая единица детский аутизм был выделен психологом Каннером лишь в 1943 году. Годом позже австралийским психотерапевтом Аспергером была опубликована научная работа на тему аутистической психопатии у детей. Позднее в честь этого ученого был назван синдром, который относится к расстройствам аутистического спектра. Оба ученых уже тогда определили, что у таких детей главной характеристикой являлись проблемы социальной адаптации. Однако согласно Каннеру аутизм является врожденным дефектом, а по Аспергеру конституциональным. Также ученые выделили другие характеристики аутизма, такие как навязчивое стремление к порядку, необычные интересы, изолированное поведение и избегание социальной жизни. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, точную причину аутизма не удалось выяснить до сих пор. Существует много теорий, которые рассматривают биологические, социальные, иммунологические и другие причины аутизма.
Аутизм – это нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. В переводе слово «аутизм» означает - направленный во внутрь себя, ушедший в себя человек.
Поскольку существует несколько вариантов этого заболевания, то чаще всего используется термин – расстройство аутистического спектра (РАС).
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
- в том, как человек с детьми и взрослыми общается - нарушения социального взаимодействии.
- в том, как человек, пользуется жестами и выражением лица, разговаривает - нарушения в области коммуникации.
- в том, как человек ведет себя - своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности.
Симптомы аутизма проявляются у детей в возрасте до трех лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве.
В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.
Ранний детский аутизм
Также, его называют синдромом Каннера. Чаще всего данный вид аутизма можно наблюдать в первые годы жизни ребенка, иногда даже в первые месяцы жизни.
При раннем детском аутизме наблюдаются такие особенности поведения:
-
отказ от общения с близкими;
-
тотальная привязанность или полная отрешенность от коммуникации с мамой;
-
отсутствие интереса к окружающему миру;
-
отказ от еды;
-
отсутствие зрительного контакта;
-
повторяющиеся движения, привязанность к ритуалам.
Атипичный аутизм
Такую форму аутизма можно наблюдать в более позднем возрасте ближе к подростковому периоду.
При атипичном аутизме наблюдаются такие особенности поведения:
-
симптомы носят поверхностный характер, мало выражены;
-
средний уровень интеллекта;
-
наличие разного рода таланта, одаренность к какой-то деятельности;
-
заторможенность речи.
Синдром Аспергера
Данная форма аутизма встречается чаще у мальчиков. Данный вид аутизма считается легкой формой и достаточно легко поддается коррекции.
При синдроме Аспергера, наблюдаются такие особенности поведения:
-
низкий уровень эмпатии и умения сопереживать;
-
нарушена социальная активность, сложности в коммуникации. Часто ребенок не понимает, и не готов принимать правила и социальные нормы;
-
интеллект не страдает, чаще приобретает особый характер.
Основные проявления аутизма.
Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации. Родители обращают внимание на то, что ребенок редко использует зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия, у него снижена заинтересованность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребенок может не разговаривать или начать говорить с сильной задержкой, а если и говорит – не начинает беседу, не задает вопросы, общается исключительно на интересующие его темы; может многократно повторять одни и те же слова и фразы. У малыша отсутствует желание идти на руки, он не всегда выделяет родителей среди других людей. Такие дети не смотрят на собеседника, могут не реагировать на обращенную к ним речь, на просьбы, не откликаться на имя, они не вступают или неохотно вступают в диалог, не улыбаются в ответ.
Часто у ребенка с аутизмом можно наблюдать необычное поведение, например, нарушение телесных границ, отсутствие смущения или избыточную тревогу при взаимодействии с новыми людьми, однообразные сценарии в общении.
В возрасте старше 7 лет у некоторых детей с РАС сохраняется отсутствие речи или наблюдается минимальный набор слов. Другие дети, начиная общаться, не могут выстраивать длительные дружеские отношения и учитывать социальные правила. Проблемой многих старших детей и взрослых с аутизмом становится неумение понимать и чувствовать состояние других людей, их настроение.
Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения. За исключением синдрома Аспергера у большинства пациентов присутствует снижение интеллекта различной степени выраженности. Детям с РАС свойственна своеобразная игровая деятельность, например, ребенок может использовать игрушки необычным образом: разбрасывать, облизывать или совершать другие однообразные манипуляции. Уже в раннем детстве часто проявляются избирательные интересы – например, это может быть изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Такие дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание.
С возрастом набор симптомов может меняться по содержанию и степени выраженности. Многим детям старшего возраста и взрослым свойственна негибкость мышления, проявляющаяся отсутствием реакции на меняющиеся условия внешней среды, сложность усвоения и использования новой информации, практических навыков, излишняя склонность к детализации.
Кроме основных симптомов, у пациентов часто встречаются другие неспецифические проблемы: различные фобии (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя). Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые пациенты могут обладать незаурядными способностями в какой-то области знаний.
Аутизм не опасен для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильно подобранной терапии и методов реабилитации и коррекции. Подобрав подходящие психологические и педагогические методы и соответствующее медикаментозное лечение, можно достичь максимальной социализации и реабилитации ребенка, у которого есть аутистические черты поведения. В комфортных условиях ребенок с РАС может социализироваться, освоить профессию и жить без дискомфорта и с минимальными ограничениями.
Психолог поликлиники УЗ «Дрогичинская ЦРБ» Наталья Николаевна Бондарчук