Russian

Belarusian

English

УЗ «Дрогичинская ЦРБ» сообщает благотворительный счет:

г.Дрогичин ул. 9 мая,40
Главный врач Протасевич Александр Степанович, действующий на основании Устава.

Благотворительный счет BY61 AKBB 3642 2150 0014 5130 0000
ЦБУ108 ОАО «АСБ Беларусбанк»
код BIC AKBBBY2X
УНП 200070828 ОКПО 02014058

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма


Ежегодно с 2008 года проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года, в которой указывается на необходимость обеспечения детям и взрослым с аутизмом «возможности жить полной и содержательной жизнью». Цель Дня - привлечь внимание общественности к необходимости помогать людям с аутизмом и повышать качество их жизни.

Исследования по аутизму проводились еще с 18 века, однако как клиническая единица детский аутизм был выделен психологом Каннером лишь в 1943 году. Годом позже австралийским психотерапевтом Аспергером была опубликована научная работа на тему аутистической психопатии у детей. Позднее в честь этого ученого был назван синдром, который относится к расстройствам аутистического спектра. Оба ученых уже тогда определили, что у таких детей главной характеристикой являлись проблемы социальной адаптации. Однако согласно Каннеру аутизм является врожденным дефектом, а по Аспергеру конституциональным. Также ученые выделили другие характеристики аутизма, такие как навязчивое стремление к порядку, необычные интересы, изолированное поведение и избегание социальной жизни. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, точную причину аутизма не удалось выяснить до сих пор. Существует много теорий, которые рассматривают биологические, социальные, иммунологические и другие причины аутизма.

Аутизм – это нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. В переводе слово «аутизм» означает - направленный во внутрь себя, ушедший в себя человек.

Поскольку существует несколько вариантов этого заболевания, то чаще всего используется термин – расстройство аутистического спектра (РАС).

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

  • в том, как человек с детьми и взрослыми общается - нарушения социального взаимодействии.
  • в том, как человек, пользуется жестами и выражением лица, разговаривает - нарушения в области коммуникации. 
  • в том, как человек ведет себя - своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности.

Симптомы аутизма проявляются у детей в возрасте до трех лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве.

В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.

Ранний детский аутизм

Также, его называют синдромом Каннера. Чаще всего данный вид аутизма можно наблюдать в первые годы жизни ребенка, иногда даже в первые месяцы жизни.

При раннем детском аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • отказ от общения с близкими;

  • тотальная привязанность или полная отрешенность от коммуникации с мамой;

  • отсутствие интереса к окружающему миру;

  • отказ от еды;

  • отсутствие зрительного контакта;

  • повторяющиеся движения, привязанность к ритуалам.

Атипичный аутизм

Такую форму аутизма можно наблюдать в более позднем возрасте ближе к подростковому периоду.

При атипичном аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • симптомы носят поверхностный характер, мало выражены;

  • средний уровень интеллекта;

  • наличие разного рода таланта, одаренность к какой-то деятельности;

  • заторможенность речи.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма встречается чаще у мальчиков. Данный вид аутизма считается легкой формой и достаточно легко поддается коррекции.

При синдроме Аспергера, наблюдаются такие особенности поведения:

  • низкий уровень эмпатии и умения сопереживать;

  • нарушена социальная активность, сложности в коммуникации. Часто ребенок не понимает, и не готов принимать правила и социальные нормы;

  • интеллект не страдает, чаще приобретает особый характер.

Основные проявления аутизма.

Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации. Родители обращают внимание на то, что ребенок редко использует зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия, у него снижена заинтересованность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребенок может не разговаривать или начать говорить с сильной задержкой, а если и говорит – не начинает беседу, не задает вопросы, общается исключительно на интересующие его темы; может многократно повторять одни и те же слова и фразы. У малыша отсутствует желание идти на руки, он не всегда выделяет родителей среди других людей. Такие дети не смотрят на собеседника, могут не реагировать на обращенную к ним речь, на просьбы, не откликаться на имя, они не вступают или неохотно вступают в диалог, не улыбаются в ответ.

Часто у ребенка с аутизмом можно наблюдать необычное поведение, например, нарушение телесных границ, отсутствие смущения или избыточную тревогу при взаимодействии с новыми людьми, однообразные сценарии в общении.

В возрасте старше 7 лет у некоторых детей с РАС сохраняется отсутствие речи или наблюдается минимальный набор слов. Другие дети, начиная общаться, не могут выстраивать длительные дружеские отношения и учитывать социальные правила. Проблемой многих старших детей и взрослых с аутизмом становится неумение понимать и чувствовать состояние других людей, их настроение.

Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения. За исключением синдрома Аспергера у большинства пациентов присутствует снижение интеллекта различной степени выраженности. Детям с РАС свойственна своеобразная игровая деятельность, например, ребенок может использовать игрушки необычным образом: разбрасывать, облизывать или совершать другие однообразные манипуляции. Уже в раннем детстве часто проявляются избирательные интересы – например, это может быть изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Такие дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание.

С возрастом набор симптомов может меняться по содержанию и степени выраженности. Многим детям старшего возраста и взрослым свойственна негибкость мышления, проявляющаяся отсутствием реакции на меняющиеся условия внешней среды, сложность усвоения и использования новой информации, практических навыков, излишняя склонность к детализации.

Кроме основных симптомов, у пациентов часто встречаются другие неспецифические проблемы: различные фобии (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя). Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые пациенты могут обладать незаурядными способностями в какой-то области знаний.

Аутизм не опасен для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильно подобранной терапии и методов реабилитации и коррекции. Подобрав подходящие психологические и педагогические методы и соответствующее медикаментозное лечение, можно достичь максимальной социализации и реабилитации ребенка, у которого есть аутистические черты поведения. В комфортных условиях ребенок с РАС может социализироваться, освоить профессию и жить без дискомфорта и с минимальными ограничениями.

Психолог поликлиники УЗ «Дрогичинская ЦРБ» Наталья Николаевна Бондарчук